Формирование толерантности в семье и социуме

Формирование толерантности средствами национальной культуры, обычаев, традиций – процесс длительный и требует от родителей и педагогов терпимости. Пока ребенок осознает и поймет – проходит немало времени. Хотелось бы подчеркнуть, что толерантность как личностное качество начинает формироваться в семье, но дальнейшее его развитие зависит от образовательных учреждений, где происходит социализация детей.

Поликультурное образование и воспитание молодого поколения должно осуществляться на основе разработанных нравственных ценностей, которые сформировались в ходе развития человечества. Это представления о доброте, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость во все времена. Главное в культуре – это духовность. Она поистине формирует в человеке индивидуальность, делает его личностью. Низкий уровень духовности, культуры сказывается на социальной стабильности народа, на межнациональных отношениях, на толерантном отношении к другим культурам.

Формирование толерантного сознания и поведения у детей предполагает наличие у них следующих личностных качеств:

  • ·                     терпимость к культуре личности;
  • ·                     стремление понять «иного», встать на его место;
  • ·                     демонстрация почтения, уважения.

Формирование у детей толерантного сознания и поведения на основе духовных и нравственных ценностей национальной культуры способствуют поликультурной адаптации, направленной на развитие способов и приемов позитивного взаимодействия личности с людьми, как своей культуры, так и других культур, воспитание в духе уважения и понимания по отношению к представителям иных народностей, религий и культур, принятие и уважение личностью иных взглядов, мнений и форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, внутренней трансформации сознания индивида, позволяющей выйти за пределы своей культуры.

Таким образом, национальная культура является основой формирования толерантной личности, где ключевой задачей является осознание подрастающим поколением важности и необходимости знания родной культуры и понимание места своей культуры в окружающем мире, а также формирование у молодых людей способности к принятию иных существующих культур через осознание своих культурных корней. Важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь, прежде всего, к классическому, духовному наследию человечества, одним из высших ценностных приоритетов которого должно стать формирование толерантной личности.